Оператор else в Паскале
Работа в Паскале не является слишком сложной, если знать, какие алгоритмы применять. Сегодня мы расскажем вам, как правильно работать с различными видами операторов (условным и составным), а также поделимся некоторыми советами. Желаем вам приятного чтения!
Работа с условным оператором в Паскале
Новички в Pascal используют, в основном, линейные алгоритмы. Работа с алгоритмами типа ветвления считается более высоким уровнем. Но более высокий не значит более сложный, в чем мы сейчас постараемся вас убедить, подробно все расписывая.
Есть такой оператор в Pascal, который носит название Условный. С ним все довольно просто — он задает нужное условие.
Как же это выглядит:
представляем вам сокращенный вариант:
if (условие) then
оператор;
иногда предпочтителен полный вариант:
if (условие) then
оператор1
else
оператор2;
Вот это самое if и будет задавать условие, изменяющее последовательность работы оператора. Обратите внимание, что в итоге ваше условие имеет два развития события — либо оно получает звание истинного (true), либо ложного (false).
Запомните! if — переводится как “если”, задает условие; then — переводится как “то”; else — переводится как “иначе”.
Но как же работает вся эта конструкция? Прежде всего программа производит проверку условия (которое было задано нами после if). Если оно true, происходит выполнения оператора под номером 1 (он пишется после then). Если же условие окажется неправдивым, будет выполняться оператор под номером 2.
Работа с составным оператором в Pascal
Бывает так, что условий у вас гораздо больше одного. В таком случае в программе их следует заключить в блок, который стандартно начинается с begin и завершается фразой end. Эта конструкция и получила название составной оператор, а каждый такой блок программисты именуют операторными скобками.
Давайте рассмотрим пример:
if (выражение) then
begin
оператор1;
оператор2;
end
else
begin
оператор1;
оператор2;
end;
Отдельно выносим, что перед else нельзя ставить точку с запятой.
Примеры операций, выполняемых в Паскале
В Pascal имеется определенный список действующих операторов. Вот некоторые из них:
- >, значит, что одно число больше другого;
- <, значит, что одно число меньше другого;
- >=, значит, что одно число больше или равно другому;
- <=, значит, что одно число меньше или равно другому.
Пример 1. Предположим, что вы хотите купить яблоки и у вас 10 рублей.
var
c: real;
begin
writeln(‘Введите цену яблок: ‘);
readln(t);
if c > 10 then writeln(‘Вам не хватит’)
else
if c < 10 then writeln(‘Вам хватит’)
else writeln(‘Вы купили яблоки’);
readln
end.
Пример 2. У вас есть треугольник, который обладает сторонами k, l, m. Вам нужно проверить, существует ли треугольник, стороны которого равны этим числам.
Из школьного курса геометрии следует вспомнить, что треугольник существует в случае выполнения трех условий, а именно: k+l>m, l+m>k, m+k>l. Кроме того, эти три выражения обязаны выполняться одновременно. Для этого мы воспользуемся оператором and, который сможет их объединить. Как же будет выглядеть данная программа:
program enteryourname;
var
k, l, m: real;
begin
writeln(‘Введите три числа, больше нуля:’);
readln(k, l, m);
write(‘Треугольник, стороны которого ‘, k, ‘, ‘, l, ‘ и ‘, m);
{ Проверка условия существования треугольника: }
if (k+l>m)and(l+m>k)and(m+k>l) then writeln(‘ такой треугольник существует’)
else writeln(‘ такой треугольник не существует’);
readln
end.
Надеемся, статья была вам полезна и вы смогли разобраться с этой темой целиком и полностью. Мы очень ценим обратную связь — оставьте свой отзыв в комментариях ниже.
Скажите, пожалуйста, а почему конструкция операторов if не рассмотрена в Паскале?