Основные операторы языка Паскаль

Паскаль – один из языков программирования, появился ещё в 1970 году. Несмотря на приличный возраст до сих пор используется как обучающий язык программирования. Стал прародителем для некоторых современных языков.

За всю свою долгую историю язык претерпел большое количество изменений. Появлялись новые языки и диалекты. Например, в 78 году был разработан язык UCSD Pascal. Он содержал большое количество дополнений. Самое важное – появление р-кода, который позволял быстро перенести компилятор языка с одной машины на другую. Другая реализация Паскаля – ObjectPascal – была выполнена компанией Appleв 1986 году. Главное её отличие – наличие объектно-ориентированного программирования.

Язык продолжают поддерживать и по сей день. Паскаль уже стал первым языком программирования для многих начинающих разработчиков.

Операторы языка Паскаль

Чтобы успешно писать программы на этом языке, нужно хорошо разобраться в основных конструкциях Паскаля – операторах. Оператор – это предложение языка программирования, которое заканчивается точкой с запятой. В Паскале их довольно много. Среди них оператор присваивания, сравнения, цикла и так далее.

Оператор присваивания

В математике мы привыкли обозначать этот оператор символом равно, но в Паскале он обозначается по другому: «:=». Например, программист хочет переменной X присвоить число 5. С помощью математических символов это записывается как «X=5». Но в Паскале выражение выглядит иным образом: «X:=5».

В общем виде конструкция присвоения выглядит так: <имя переменной>:=<новое значение переменной>. Справа от знака «присвоить» допускается писать целые выражения, значение которых будет рассчитано при выполнении программы, либо другие переменные. Например, программист может написать:

«X:=5*10/3»«X:=5*Y», где Y-другая переменная.

Здесь стоит отметить, что Паскаль – язык со строго типизацией. Это означает, что мы не можем целочисленной переменной присвоить дробное значение или значение типа Boolean и наоборот. Поэтому, важно следить за тем, чтобы X и Y были переменными одного типа, иначе возникнет исключение.

Пример:

Var x : integer;
Begin
X:=5/3;
End.

В строке, где происходить присваивание значения иксу возникнет исключение. Ещё пример с исключением:

Varx : integer;
Y : real;
Begin
Y:=56.78;
X:=Y;
End.

Строка, в которой присваивается значение игреку выполниться нормально, а вот в следующей возникнет ошибка. Также начинающие программисты на Паскаль сталкиваются с такой проблемой — при присваивании значения переменной программа вылетит.

Пример:

Varx : integer;
Begin
X:=1000000;
Write(x);
End.

В данном примере переменной икс присваивается значение в 1 миллион, а тип integer может содержать числа в диапазоне от -32768 до 32767. Такое ограничение связано с тем, что компилятором под тип integer в памяти компьютера отводиться 2 байта. То есть всего может быть 65536 различных значений.

Отдельно стоит упомянуть присваивание значения переменным типа Boolean. Например, в Паскале мы может написать так: test := 10>1; где test– логическая переменная. В результате переменной присвоится значение true, так как число 10 больше, чем 1.

Помимо простых выражений, программист может присваивать переменной значение, которое вернёт функция.

VarY : real;
Begin
Y:=sin(30)*10;
End.

Функция sin вернёт некоторое значение, которое будет умножено на 10. Результат вычислений будет записан в переменную Y.

Условный оператор

Для полной картины об операторах стоит рассмотреть и условный оператор, без которого не обходится ни какая программа. В общих чертах условие на Паскале записывается так:

if<условное выражение>then<действие>
else<действие>

Любое условие в паскале состоит из трёх блоков. Под условным выражением понимается любое выражение, которое может быть истинно или ложно. Например, 10=5 – это условное выражение, результат которого – ложь, а выражение x:=10 – не условное.

Второй блок – действие, которое выполниться, если условие истинно. Последний блок – блок else. Он является не обязательным, поэтому, если ваша программа не подразумевает действия в случае ложного исхода – писать блок elseне нужно.

Пример условия:

program example;
var x: integer;
begin
x:=4*7;
if (x>=7)and(x<=100) then writeln(‘Икс входит в диапазон’)
else writeln (‘Икс не входит в диапазон’);
end.

Результат работы программы: Икс входит в диапазон.

В это программе мы определяем входит ли число 4*7 в диапазон от 7 до 100. Для этого нужен условный оператор if. После него стоит два условия, которые объединены оператором and. And обозначает, что должно выполниться условие в первой и во второй скобке.

Слово then обозначает конец условия, после него записываются команды. Если условие выполниться и его результат будет равен true, то будет выполнена команда writeln(‘Икс входит в диапазон’). Обратите внимание, что после writeln() не ставиться точка запятой. Точка запятой нужна только тогда, когда нет блока else.

В следующей строке стоит else. Оно обозначает логику, которая выполниться, если условие ложно. В данном случае выводиться строка.

Возможны и другие варианты написания условия в Паскале. Например, если нужно выполнить более одной команды, то после then и else ставятся операторные скобки – begin и end.

if<условное выражение>thenbegin
<действие 1>;
<действие 2>;
end
else begin
<действие 3>;
<действие 4>;
end;

Заметьте, что после первых операторных скобок точка с запятой не ставиться. Могут быть и другие варианты:

if<условное выражение>thenbegin
<действие 1>;
<действие 2>;
end
else<действие 3>;

В блоке else операторные скобки не нужны, поскольку блок содержит всего одно действие.

Оператор сравнения

Другой оператор, который неопытные программисты часто путают с присваиванием – это оператор сравнения. Выглядит он как обычный знак равно «=». Если в математических записях он используется для обозначения равенства, то в программировании на Паскале оператор обозначает сравнение. Например, выражение a = b будет читаться как «a равно b?». Оператор сравнения используется в основном в условных конструкциях.

Пример использования:

Varx, y : integer;
Begin
X:=5;
Y:=10;
If x = y then write(“Икс равен игрек”)else write(“Икс не равен игрек”);
End.

Результат работы программы: Икс не равен игрек.

Для успешного программирования просто необходимо уметь работать с операторами. Один из самых частых на языке Паскаль – оператор присваивания «:=». Не стоить его путать с оператором условия «=», используемого в условных конструкциях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *