Символьный тип данных

Каждый новичок начинает свой путь в мир программирования с простой программы, которая запрашивает текст у пользователя, а после выводит его на экран. Все эти махинации напрямую связаны с символьным типом данных, который в программировании называется char.

Многие недооценивают важность этой темы и пропускают ее, а потому вскоре встречаются с рядом проблем. Например, если вы уже пробовали считывать данные с файла, а потом выводить в консоль, то могли заметить: вместо изначальных символов на экране отображается беспорядочный набор символов. О том, как работают символы и почему с ними часто возникают проблемы, читайте ниже.

Как система работает с символами

Во-первых, к символам относится все, что вводится с клавиатуры. Латиница, кириллица, иероглифы, арабская вязь, специальные знаки (/, %, #…) и даже смайлики – все это символы. Каждый символ имеет свой порядковый номер или любой другой уникальный код, под которым он записан в систему.

Совокупность всех символов и их номеров образуют специальную таблицу, которая называется кодировка. Поместить все символы в одну кодировку очень невыгодно, потому что такой текст будет занимать слишком много места. Потому существует несколько кодировок. Например, только для арабской вязи используется как минимум три.

Самые известные кодировки:

  • ANSI;
  • UTF-8;
  • WINDOWS-1251;
  • UTF-16;
  • ASCII.

Символьный тип данных

Наиболее популярной таблицей символов для латинского алфавита (с учетом всех дополнительных символов) считается ASCII. Ниже Вы можете увидеть небольшой фрагмент таблицы, где сопоставлен символ и его численное обозначение.

Символьный тип данных

Интересный факт. Все символы таблицы ASCII можно вызвать по их кодам. Для этого необходимо зажать alt, а потом не отпуская ввести код символа. Пример: alt + 1234 = Ӓ.

Зачем программисту знать кодировки

Во-первых, знание кодов определенных символов применяется в разработке и верстке. Например, знак © отсутствует на клавиатуре, но его можно вызвать через ascii код (Alt+0169) или через мнемонику с помощью кода &copy.

Во-вторых, неправильная кодировка может привести к неправильному сохранению данных. В итоге, вместо «привет, мир!» на экране будет отображаться что-то похожее на ������������������.

Ввод и вывод символов

В большинстве языков программирования все вводимые данные являются символьными. Даже если вы введете цифру, то она автоматически станет символом (исключение: языки со статическим типом данных). Ниже представлен пример ввода символов на разных языках программирования.

C++:

#include<iostream>
Intmain(){
char x = 0;
std::cin>> x;
return 0;
}

Python:

x = input()

Javascript:

x = confirm(question);

Вывод символов в консоль еще проще:

C++:

#include<iostream>
int main(){
std::cout<< “Hello World!”;
return 0;
}

Python:

print(“Hello world”)

Javascript:

alert(“Hello world”)

Определение кодировки для текста

Большинство языков автоматически определяют нужную кодировку, но ее можно поменять вручную. Рассмотрим на примере языка C++:

#include <iostream>

using namespace std;

int main(){
setlocale(LC_ALL, «Russian»);
char x = “”;
cin>> x;
return 0;
}

В программе нас интересует строка «setlocale(LC_ALL, «Russian»)». Именно она отвечает за определение кодировки.LC_ALL– это аргумент, который сообщает программе, что локализуется каждый символ. Помимо LC_ALL существуют следующие аргументы локали:

  • LC_ALL;
  • LC_COLLATE;
  • LC_CTYPE;
  • LC_MONETARY;
  • LC_NUMERIC;
  • LC_TIME;

Строки и символы

Несмотря на то, что в программировании существует отдельный тип данных для строк, который называется string, все строки – это обыкновенные динамические массивы символов. То есть строка “x = example” на самом деле это массив символов и компьютером распознается как x = [‘e’, ‘x’, ‘a’, ‘m’, ‘p’, ‘l’, ‘e’]. Это очень удобно, потому что позволяет работать с каждым символом в отдельности. Например, если мы хотим узнать первую букву в строке, то нам достаточно ввести следующую команду:

X = “example”
print(X[0])

Это важно! В строке, как и в любом массиве, первая буква имеет индекс 0, а последняя имеет индекс равный количеству символов минус один.

Символы экранирования

С помощью специальных символов возможно управлять внешним видом текста. Ниже представлена таблица всех символов экранирования:

\nНовая строка
\tТабуляция
\’Апостроф (необходимо, если вся строка помещена в апостроф)
\”Кавычки (необходимо, если вся строка помещена в кавычки
\\Обратная косая черта (backslash)
\bУдаление символа слева от каретки (backspace)
\rВозврат каретки
\fПрогон страницы

Обработка строк на примере языка Си

Все функции для обработки строк находятся в библиотеке string.h, которую необходимо изначально подключить к проекту.

#include <string.h>

Рассмотрим несколько методов из библиотеки для работы со строками.

strcpy()Копирование строки
strtok()Поиск лексем (однородных слов)
strcat()Объединение строк
strcmp()Сравнение двух строк
strstr()Поиск подстроки в строке
strlen()Длина строки
strxfrm()Преобразование с учетом локали

Заключение

В статье были рассмотрены методы работы с символами и строками в разных языках программирования. Несмотря на то, что алгоритм обработки везде разный, он основывается на одном принципе. Используются одни и те же коды символов, одни и те же символы экранирования. Потому даже если вы еще не определились со своим языком программирования, то вам все равно стоит изучить тему символов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *